2. Анализ целевой аудитории проекта.

Для коммерческого сайта, электронного магазина целевой посетитель - это, естественно, тот, который совершает покупку, который оставляет деньги. И только лишь высокая статистика посещений проекта вовсе не является показателем того, что задача раскрутки решена. Для того, что бы превратить посетителя в покупателя, не достаточно сделать видимым сайт по некоторому количеству поисковых запросов. И все же "портрет посетителя" следует хотя бы в первом приближении представлять даже на самых первых этапах раскрутки. Получить качественный и достоверный портрет посетителя проекта достаточно сложно - для этого было бы очень неплохо получить статистику, которая могла бы включать следующие позиции:
   1. Возраст (от 14 до 18, от 18 до 25, от 25 до 40, от 40 до 55, старше...)
   2. Пол (мужской, женский)
   3. Образование (среднее, студент, специальное, высшее, )
   4. Сфера, в которой работает посетитель (по найму в бюджетной организации, гос.предприятии, на себя как юридическое лицо, по найму в коммерческой организации, на себя без образования юридического лица, не работаю, без постоянной занятости, государственный служащий,)
   5. Отрасль, в которой работает
   6. Достаток (высокий, низкий, средний, выше среднего, ниже среднего)
   7. Как часто пользуется Интернетом
   8. Откуда имеет доступ в Интернет (на работе с общего компьютера, на работе с персонального компьютера, из дома, в гостях, из Интернет-кафе)
   9. Какие сайты посещает в личных или служебных целях (отдых, туризм, спорт, медицина и здравоохранение, экономика и бизнес, политика и законодательство, социальная политика и пенсионное обеспечение, литература и библиотеки, искусство и т.д...)
Однако если проект раскручивается с нуля, такой статистики у владельцев сайта просто не может быть. Могу порекомендовать метод, который помог мне в работе с недавним проектом (медицинский портал): пришлось обратиться к целому ряду владельцев рассылок родственной тематики, которые используют сервис рассылок на subscribe.ru. Этот сервис предлагает всем (желающим) подписчикам и авторам заполнить довольно громоздкую анкету, которая включает в себя и описанные выше вопросы. Анкета анонимная, и предоставляемый авторам рассылок отчет не содержит имен, e-mail-ов или ссылок, связанных с респондентом. На основании этих данных автор рассылки может получить выборку статистики по своей рассылки и получить довольно правдоподобный "портрет подписчика". Несколько авторов - в обмен на информационные же услуги - согласились прислать мне статистику по своим подписчикам, на базе которой и получилось у меня нарисовать тот самый "портрет посетителя сайта", который - в доработанном с учетом особенностей проекта (в том числе и региональных) - и был предоставлен заказчику. Впрочем, на сегодняшний день сервис subscribe.ru уже на коммерческой основе - и совершенно официально готов предоставлять - как озвучено у них - различные "маркетинговые исследования" - за небольшую плату; полагаю, в некоторых случаях можно будет получать и выборку статистики по аудитории - на основании той же базы заполненных анкет.

Далее - когда у сайта появятся свои посетители - для получения подобной статистики желательно опубликовать анкету-опросник на сайте; анкета может быть абсолютно анонимной, заполнить ее могут как зарегистрированные пользователи, так и случайные посетители; однако сколько-нибудь достоверную статистику, достаточную для анализа целевой аудитории, можно будет получить только через несколько месяцев после начала сбора данных. В зависимости от результатов анализа ЦА формируются и каналы привлечения посетителей на сайт (и - нагрузка на каналы, имеется ввиду определение того, какой метод привлечения *эффективного* посетителя наиболее рекомендуем для данного конкретного проекта), а так же модификация каналов (и нагрузки на каналы) с течением времени и на разных этапах раскрутки проекта. Пример такого изменения: Есть смысл организовать новостийную рассылку по материалам сайта для создания community - постоянной аудитории сайта, для создания некоей "клубной" атмосферы, однако продвигать скидки на какую-то конкретную продукцию имеет смысл только тогда, когда такое сообщество уже более-менее сформировано, а НЕ состоит и владельца сайта и его разработчиков :).

Для коммерческого сайта, электронного магазина целевой посетитель - это, естественно, тот, который совершает покупку, который оставляет деньги. И только лишь высокая статистика посещений проекта вовсе не является показателем того, что задача раскрутки решена. Для того, что бы превратить посетителя в покупателя, не достаточно сделать видимым сайт по некоторому количеству поисковых запросов. И все же "портрет посетителя" следует хотя бы в первом приближении представлять даже на самых первых этапах раскрутки. Получить качественный и достоверный портрет посетителя проекта достаточно сложно - для этого было бы очень неплохо получить статистику, которая могла бы включать следующие позиции:
   1. Возраст (от 14 до 18, от 18 до 25, от 25 до 40, от 40 до 55, старше...)
   2. Пол (мужской, женский)
   3. Образование (среднее, студент, специальное, высшее, )
   4. Сфера, в которой работает посетитель (по найму в бюджетной организации, гос.предприятии, на себя как юридическое лицо, по найму в коммерческой организации, на себя без образования юридического лица, не работаю, без постоянной занятости, государственный служащий,)
   5. Отрасль, в которой работает
   6. Достаток (высокий, низкий, средний, выше среднего, ниже среднего)
   7. Как часто пользуется Интернетом
   8. Откуда имеет доступ в Интернет (на работе с общего компьютера, на работе с персонального компьютера, из дома, в гостях, из Интернет-кафе)
   9. Какие сайты посещает в личных или служебных целях (отдых, туризм, спорт, медицина и здравоохранение, экономика и бизнес, политика и законодательство, социальная политика и пенсионное обеспечение, литература и библиотеки, искусство и т.д...)
Однако если проект раскручивается с нуля, такой статистики у владельцев сайта просто не может быть. Могу порекомендовать метод, который помог мне в работе с недавним проектом (медицинский портал): пришлось обратиться к целому ряду владельцев рассылок родственной тематики, которые используют сервис рассылок на subscribe.ru. Этот сервис предлагает всем (желающим) подписчикам и авторам заполнить довольно громоздкую анкету, которая включает в себя и описанные выше вопросы. Анкета анонимная, и предоставляемый авторам рассылок отчет не содержит имен, e-mail-ов или ссылок, связанных с респондентом. На основании этих данных автор рассылки может получить выборку статистики по своей рассылки и получить довольно правдоподобный "портрет подписчика". Несколько авторов - в обмен на информационные же услуги - согласились прислать мне статистику по своим подписчикам, на базе которой и получилось у меня нарисовать тот самый "портрет посетителя сайта", который - в доработанном с учетом особенностей проекта (в том числе и региональных) - и был предоставлен заказчику. Впрочем, на сегодняшний день сервис subscribe.ru уже на коммерческой основе - и совершенно официально готов предоставлять - как озвучено у них - различные "маркетинговые исследования" - за небольшую плату; полагаю, в некоторых случаях можно будет получать и выборку статистики по аудитории - на основании той же базы заполненных анкет.

Далее - когда у сайта появятся свои посетители - для получения подобной статистики желательно опубликовать анкету-опросник на сайте; анкета может быть абсолютно анонимной, заполнить ее могут как зарегистрированные пользователи, так и случайные посетители; однако сколько-нибудь достоверную статистику, достаточную для анализа целевой аудитории, можно будет получить только через несколько месяцев после начала сбора данных. В зависимости от результатов анализа ЦА формируются и каналы привлечения посетителей на сайт (и - нагрузка на каналы, имеется ввиду определение того, какой метод привлечения *эффективного* посетителя наиболее рекомендуем для данного конкретного проекта), а так же модификация каналов (и нагрузки на каналы) с течением времени и на разных этапах раскрутки проекта. Пример такого изменения: Есть смысл организовать новостийную рассылку по материалам сайта для создания community - постоянной аудитории сайта, для создания некоей "клубной" атмосферы, однако продвигать скидки на какую-то конкретную продукцию имеет смысл только тогда, когда такое сообщество уже более-менее сформировано, а НЕ состоит и владельца сайта и его разработчиков :).

Автор: Татьяна Вукс
Источник: NunDesign: материалы для веб разработчиков