3. Анализ конкурентов.
Этот пункт обычно весьма интересует заказчика - а в чем же будет заключаться этот анализ, как он будет проводиться и что он нам даст?
Это вопрос очень спорный, сейчас объясню почему. Для коммерческого магазина не может быть единственного пути продвижения; здесь под словом "продвижение" понимается не столько раскрутка сайта в поисковых системах и возростание статистики по посетителям, сколько продвижение предоставляемых магазином товаров на рынке - в соответствующем сегменте этого рынка. В случае, если on-line магазин торгует своей продукцией как в розницу, так и оптом, сам веб-сайт нужен чаще всего только лишь как оболочка для контроля и учета диллерской сети, и для доступа оптовых покупателей к определенной информации в магазине. В таких ситуациях очень большое значение имеет off-line раскрутка магазина, на которой - в силу темы нашей рассылки - подробно мы останавливаться не будем. И кого в такой ситуации мы назовем "ближайшим конкурентом" новенького? Сайт с огромным количеством информации, красивый, эффектный, с любопытными темами в форумах и интригующими "вспомогательными" сервисами, с большим траффиком и впечатляющими цифрами на счетчике? Или маленький, совершенно невзрачный сайт с минимальным количеством разделов и функциональных элементов, мизерной статистикой, но - у которого каждый посетитель - целевой, каждый - оптовый покупатель, каждый первый - оставляет деньги!
Это не придуманный пример - из реальной жизни, из анализа конкурентов моего последнего проекта взят. Можно ввести коэффициент "вес" посетителя - и при анализе статистики посещений опираться не на общее количество заходов, а на этот коэффициент - отношение числа заходов к количеству денег, оставленных в магазине. Примерно так можно было бы оценить рентабельность магазина, и только после этого объявить его ближайшим конкурентом. Однако это - мечты. Никакой коммерческий проект подобной информацией не поделится, я уже не говорю о том, что эти цифры зачастую нельзя получить даже от владельца проекта, который находится в работе у промоутера.
И все же имеет смысл собрать определенное количество ссылок на сайты, наиболее близкие по теме, сервисам и продажам к раскручиваемому ресурсу и получить максимум информации о каждом из них. Возможно, я не в полной мере верно понимаю термин "анализ конкурентов", однако все же хочу привести пример анализа некоторых сайтов - "конкурентов" проекта из последних.
Сайт №1 (уж не буду указывать ни его url, ни название...)
1. Удачное доменное имя - содержит корни ключевых слов
2. Хорошее решение навигационной структуры - дерево разделов/подразделов каталога товаров представлено на главной странице.
3. Ведущими поисковиками проиндексированы почти все страницы сайта, включая все позиции товаров в каталоге магазина.
4. Высокий индекс цитирования, 52.51% аудитории приходит с поисковых систем (59.80% - Google, 23.48% - Yahoo, 16.02% - MSN), 47.47% - со ссылающихся сайтов, некоторое количество - от e-mail рассылок (на сайте работает сервис рассылок, форма подписки на рассылку находится на главной странице). Ссылающихся сайтов - более 110, ссылающиеся сайты - с высоким значением PR (25 сайтов-доноров имеют вес (PageRank) от 4 до 6); текст ссылок от ссылающихся сайтов содержат ключевые слова.
5. География аудитории: 54.59% - US.
6. В поисковиках сайт находился в большей степени по ключевым словам - названиям товаров: название_товара1 (2.83%), название_товара2 (2.38%), название_товара3 (1.92%), название_товара4 (1.41%), название_товара5 (1.24%), название_товара6 (1.02%) и т.д.
7. Последние запросы, по которым найден сайт (на 16.06.2005): "текст_запроса1", "текст_запроса2", "текст_запроса3", "текст_запроса4", "текст_запроса5", "текст_запроса6", "текст_запроса7", "текст_запроса8", "текст_запроса9", "текст_запроса10", "текст_запроса11", "текст_запроса12" и т.д.
8. Хороший Description: "Здесь Текст МетаТега, Удачно Содержащий Ключевые Слова".
9. Сайт зарегестрирован в коммерческих/и/тематических каталогах (к примеру, Froogle, RamblerShop, DMoz (в тематическом разделе) - статистику по всем получить не возможно, но желательно получить максимальное количество площадок). Оплачена баннерная реклама - их баннер крутится в баннерообменных тематических сетях (пример - --).
10. За последние пол года статистика посещений сайта выросла в 4,5 раза! За два с половиной года - в шесть раз.
Вывод - сайт прекрасно оптимизирован, профессионально проведена как стартовая, так и плановая раскрутка проекта.
Сразу хочу заметить, что в конкретном примере с большей частью информации мне просто повезло. Часть анализа можно провести только в том случае, есть открытая статистика лог-файлов по анализируемому проекту (в частности, если присутствует статистика от http://extremetracking.com/ - очень приятный и удобный сервис) - как вы понимаете не многие веб-сайты держат свою статистику в открытом доступе, в редких случаях может сработать переписка с администратором проекта - если не запрещено, получить нужные данные "в личку". Еще часть статистики - хоть и реально, но очень-очень сложно получить вручную, без наличия специальных инструментов для оптимизатора.
Информацию из раздела "Анализ конкурентов" необычайно важно и интересно получить как заказчику (скорее, любопытство), так и промоутеру (а здесь уже - профессиональный интерес - во-первых, лучше понять рынок, во-вторых - оценить сложность и объем планируемой работы и в третьих - всегда полезно отслеживать новые технологии, нужные сервисы и все-все, что используется на конкурентных сайтах и помогает им привлекать посетителя и увеличивать продажи, возможно, не только on-line, но и off-line раскрутка).
Буквально в течение прошедшей недели попалась на глаза ссылка на заготовку похожего по названию документа. В тексте было большое количество заумных и закрученных фраз, много подпунктов, однако суть документа сводилась к сомнительному, и весьма поверхностному анализу сайта + те самые пресловутые авторегистрации в поисковиках да участие в линк-фермах. Вывод могу сделать только один - подобный псевдо-документ расчитан, извините, на лохов, которых при желании можно убедить в том, что подобный бизнес-план работает (а скорее, несчастные клиенты такого вот промоутера просто, выслушав весь бред, описанный в таком бизнес-плане, просто всплескивает руками, мол, делайте, раскручивайте, толко отстаньте от меня...).
Подобные бизнес-планы сродни заявлениям "Корпоративный бизнес-план за пять минут!" или "Портал для вас - за пять долларов!".
Однако недоверчивых, уже обжегшихся на сотрудничестве с "незрелыми и наглыми", легко не проведешь - они будут требовать обоснования вашим действиям, гарантий, штрафных санкций за неуспешную работу, оплаты по факту, они - возможно - будут готовы заплатить больше, но - за реальную и качественную работу, а не "впаривание" мозгов замороченными терминами и оборотами. Мы же попробуем не торопиться и попытаться составить достаточно грамотное бизнес-предложение, которое - кроме того, что объясняет заказчику, на что он будет тратить плановый бюджет, значительно облегчит труд самого промоутера.
Мы уже рассмотрели следующие пункты нашего документа: "Анализ целей и задач проекта", "Анализ целевой аудитории" и "Анализ конкурентов". Следующим шагом в работе будет составление базы слов и словосочетаний, которые являются "ключевыми" для данного проекта, т.е. составление "Семантического ядра".
Автор: Татьяна Вукс
Источник: NunDesign: материалы для веб разработчиков