8.Баннеры и баннерная реклама.

Итак, являетесь ли вы владельцем веб-сайта, который самостоятельно раскручивает свой проект, или же вы - подрядчик, которому заказали продвижение сайта в Интернет, вы уже поняли что вам, скорее всего, понадобится иметь под рукой несколько баннеров самых традиционных форматов - даже в том случае, если вы не планируете проплачивать рекламные показы или учавствовать в системах обмена баннерами.

Баннер - слово, заимствованное из английского языка (Banner - флаг, символ, транспорант...), транслитерация английского рекламного термина, в веб-дизайне *баннер* - это графическое изображение на веб-странице, имеющее гиперссылку на рекламируемую страницу (сайт). Интересен факт, что в рунете долго не могли определиться, писать это слово с одной буквой *н* или с двумя - из-за звуковой неразличимости двойного *н* при произношении долгое время использовался как термин "банер", так и "баннер". К примеру по поиску в Yandex`e слова "баннер" (искать точно так, как написано в запросе) было найдено около 3 987 942 ссылок, а "банер" - 411 402 - как видите, меньше, чем в первом случае, однако достаточно много для того, чтобы проиллюстрировать - во втором случае этот термин был написан с одной буквой "н" не по ошибке, а осознанно. Могу сообщить, что теперь слово "баннер" присутствует в русских орфографических словарях, и, вопреки распространенному (ошибочному) мнению, пишется с двумя "н".
Баннерная реклама по прежнему остается сильным и одним из наиболее популярных инструментов рекламы товара, услуги или торговой марки в сети интернет. Если вы только начинаете продвижение в сети вашего сайта, вам следует запастись несколькими заранее подготовленными картинками-баннерами - они могут быть разного размера и содержания. Какие типы баннеров бывают?

    * статические;
    * анимированные:
          o .gif-анимация
          o flash-анимация
    * rich-media.
    * /о текстовой рекламе мы поговорим в другом материале/

Главная задача баннера - привлечь внимание посетителя, и одна из важнейших характеристик опубликованного баннерного блока - отношение числа кликов на баннер к числу его показов, т.е. какое количество посетителей, отрывших страницу, захотели кликнуть на баннер и перейти на страницу рекламодателя. По статистике отклик у анимированных баннеров на 25% выше - именно поэтому более дорогие анимационные баннеры пользуются заслуженной популярностью - движение на рекламном блоке привлекает внимание посетителя. Анимация в формате .gif - наиболее традиционное решение для анимированных рекламных блоков, однако в последние годы большое внимание как разработчиков, так и рекламодателей привлекает применение векторной (flash) анимации в дизайне сайтов и баннеров.

Размер баннера измеряется в пикселях (px). Чем больше баннер - тем большее внимание посетителя он привлечет, и, следовательно, больше вероятность того, что посетитель "кликнет" на картинку. О традиционных и наиболее распространенных стандартах на размеры баннерных блоков можно прочесть в разделе "стандарты и тарифы". Вам, разумеется, на первом этапе раскрутки нет необходимости иметь баннеры всех перечисленных в этой статье размеров, однако желательно, чтобы вы подготовили несколько изображений самых распространенных форматов.

Некоторые каталоги, в которых вы будете регестрировать ваш сайт, предоставляют возможность публиковать рядом с описанием сайта и графическое изображение - кнопку, логотип, баннер. Советую вам обязательно пользоваться таким дополнительным сервисом - среди длинного списка описаний сайтов посетители больше будут обращать внимания на те описания, к которым прилагается яркая красивая картинка. Кроме того, в процессе сотрудничества с партнерскими сайтами вы так же, вероятно, периодически будете обмениваться баннерами - это самый простой вид баннерообменной сети. Более развитый способ осуществления баннерной рекламы - регистрация в профессиональных баннерных службах. В этом случае вы либо осуществляете "взаимные" баннерные показы (баннерообменная сеть сама контролирует, сколько раз показывался рекламный блок на вашем сайте и, соответственно, сколько раз будет показываться ваш баннер со ссылкой на ваш сайт на сайтах других участников сети), либо просто покупаете "показы" у службы - для начинающего проекта такое решение будет более разумным (при наличии соответствующего бюджета на рекламу сайта).

В любом случае правильным решением будет заранее подготовить серию баннерных блоков самых распространенных форматов и типов: статическую кнопку (размер 88х31 px), анимированную кнопку (размер 88х31 px), горизонтальный баннер (full banner, размер 468х60 px), средних размеров рекламный блок (обычно квадратный баннер 100х100 или 120х120 px).

Так же не помешает сформировать специальную рекламную страницу на самом сайте, на которой опубликовать подготовленные баннеры и возле каждого из них - код ссылки, которую ваш потенциальный партнер может легко скопировать и поставить на свой сайт. Такой "благотворительный" ход со стороны посетителей-владельцев других сайтов вполне возможен, во всяком случае если ваш проект покажется им действительно интересным и значимым. Пример такой страницы, сформированной специально для потенциальных партнеров, вы можете наблюдать на сайте RightRemedies - представлены несколько типов баннеров и код ссылок для публикации этих баннеров на партнерских сайтах.

Ценность ссылки с графического изображения на ваш сайт с точки зрения оптимизации сайта для поисковиков будет несколько ниже ценности ссылки с текстового блока, который содержит название вашего сайта и некоторые ключевые слова, однако если вы не пожалеете средств на разработку действительно качественного, визуально привлекательного рекламного блока - вы все-таки получите своих посетителей.

Какие же баннеры вам нужны?

А разные. В идеале - чем больше, тем лучше, причем разных форматов и с разным содержанием. В тексте Николая Попкова (ebanners.ru) всретила перечисление следующих "обязательных элементов", которые должен содержать баннер:

1. название товара или услуги, например коврик для компьютерной мышки (компьютерной - необходимое уточнение)
2. название фирмы
3. адрес сайта (только в том случае, если он легко читается)
4. город или регион, для которого предназначена реклама - это, кстати, кроме всего прочего, сильно повышает отклик баннера (CTR баннера)
5. картинка товара
крайне желательны следующие элементы:
6. в чем заключаются конкурентные преимущества данного товара, например: "идеально для оптических мышек".
7. Телефон фирмы. Внимание москвичи - указывайте код города (есть и другие города в России). Иногда, известный всем код города, как, например, код Москвы 095, может заменять указание на сам город (пункт 4).
8. цена товара
просто полезны следующие элементы:
9. точный адрес фирмы
10. как проехать на фирму

Я, безусловно, доверяю авторитетному мнению и опыту профессионала, однако что-то много получается необходимых информационных элементов, даже для анимированного баннера, даже очень большого формата. В реальной жизни такой универсальний и информативный баннер и не встретишь.

Да и вообще, что касается перечисленных в "руководстве" Попова необходимых информационных элементов рекламного блока, могу сказать следующиее:

1. Присутствие или отсутствие названия товара и услуги на баннере будет зависеть исключительно от целей и задач рекламного блока. А цели и задачи бывают разные.

2. Название фирмы - это да, это никогда не помешает. Исключение составляют крайне редкие блоки, которые рекламируют что-либо, используя, к примеру, узнаваемый слоган или популярную раскрученную уже модель, для довольно узкой целевой аудитории. Или необычайно популярный сервис (а здесь уже пограничная модель с баннерами-обманками, "спрятать" имя нераскрученной фирмы за раскрученным сервисом для востребованной услуги). Применяется, кстати, очень часто в сегодняшней баннерной рекламе. Для новенького, начинающего проекта, пытающегося честно пробиться на своем сегменте рынка такой подход большого смысла не имеет (ну разве что если проект действительно предлагает безупречный и качественный сервис, который выгодно отличает его от уже существующих на рынке конкурентов). Впрочем. это уже скорее к вопросу о методах внедрения в рынок, завоевывания своей целевой аудитории, а так же о степени ответственности перед нею.

3. Адрес сайта. Если он легко читается. По последней новостийной информации сетевых нонсенсов публика умудряется регестрировать сайты с именами в несколько десятков симоволов. Да. В таком случае, пожалуй, нет смысла пытаться вместить в один, тем более маленького формата баннер весь адрес сайта. С другой стороны большинство фирм имеют достаточно уникальные адреса, которые соответствуют в свою очередь адресу фирменного сайта. Но.
Как часто, увидев на графическом блоке напечатанный адрес, вы пытались перепечатать его в адресную строку браузера? Да никто этим не занимается. Если вас заинтересовала информация на баннере, вы, скорее, просто кликнете на нем, не заморачиваясь на лишних сложностях. Занимать рекламное место избыточной информацией большого смысла не имеет.
Хотя по отзывам многих серферах, которые отслеживают периодически информацию, в том числе и на баннерной рекламе, можно сказать, что для тех проектов, у которых URL сайта соответствует его имени (или имени компании), статус доверия становится выше, когда пользователи видят на баннере *НАЗВАНИЕ ФИРМЫ* такое же, как *url* в адресе сайта. Задача же дизайнера - сделать баннер таким образом, чтобы и адрес сайта, и все другие элементы были связаны общей идеей, продвигали друг друга. Хотя обязательным или важным элементом рекламного блока его адрес я все же не назову - в любом случае.

4. Указывать город или регион на баннере как правило смысла большого не имеет. Больший смысл имеет тщательный выбор площадок для рекламы. К примеру текст в блоке на русском языке уже указывает на то, что баннер предназначен для русскоязычной аудитории, а размещение его на площадках, соответствующих нужному региону, практически исключает возможность попадания по ссылке с баннера нецелевого посетителя. На сегодняшний день не только "ручной" обмен баннерами способен фильтровать регионы, все достаточно продвинутые баннерообменные сети предлагают *географический таргетинг*, а с другой стороны - услугу, целевой аудиторией которой будут жители маленького пригородного поселка, мало кто будет продвигать в интернете с помощью баннероной рекламы :).

Итак:

Баннер-кнопка (размер 88х31)
- достаточно указать название фирмы (сайта). Для анимированного баннера допустимо аккуратно включить на сменные фреймы дополнительную информацию о теме сайта или деятельности фирмы (для веб-студии - слова "веб-дизайн", "баннеры"...). Маленькая она очень, кнопочка, много информации просто не поместится. Да и не надо.

Баннер среднего размера
Небольшие баннеры, конечно, могут вместить больше информации, однако пытаться реализовать все пункты по списку Николая Попкова не следует. Избыточность избыточна. Достаточно указать (как и в случае баннера-кнопки) название ресурса (сайта, фирмы) и основные сервисы, услуги (или основные разделы сайта).

Баннер 468х60 и другие вместительные рекламные форматы
О да, конечно, чем больше рекламный формат, тем больше информации в нем можно разместить. Только имеет ли смысл пытаться сделать из баннера буклет или интерактивного гида? На самом деле все будет зависеть от целей конкретной рекламной акции. А здесь уже без примеров не обойтись.

Допустим, рекламную акцию проводит уже извесная как сетевым жителям, так и оффлайновым компания. Уже раскрученный бренд. В этом случае:

    * Если компания планирует только лишь напомнить о себе, достаточно разместить на баннере графическое изображение логотипа - символ, который уже ассоциируется с этой компанией, лишний раз будет зафиксирован в памяти посетителя. А больше и не надо
    * А если проводится акция? Летние скидки, объявление о новом тарифе, другая актуальная информация? Тогда и баннер разрабатывается более информативным. Однако не публиковать же в рекламном блоке полноценный пресс-релиз? 1-2-3 слогана, способные обратить внимание серфера и связать текст акции с конкретной фирмой - вполне достаточно.

Для новичков же все несколько сложнее. Название их компании и сайта еще не на слуху, о том, какие услуги фирма предоставляет, еще никому не известно. Информации нужно действительно предоставить как можно больше. Здесь содержание баннера в значительной степени должно соответствовать тому, где и для кого баннер показывается.

К примеру, фармацевтическая фирма разместила в сети сайт с электронным магазином, а для того, чтобы не делать большой упор на коммерческом подразделении, создала дополнительные разделы ("медицинские консультации", "энциклопедия здоровья"). Руководство выделяет ряд взаимосвязанных подразделений:

    * продажа лекарств (электронный магазин)
    * продажа лечебной косметики (электронный магазин)
    * продажа продуктов питания (он же ж)
    * информационный раздел (статьи, посвященные трем предыдущим пунктам)

На начальном этапе раскрутки были подготовлены несколько баннеров (кнопка (88х31), средний формат (120х120) и традиционный (468х60) горизонтальный баннер). На первом этапе раскрутки каждый из баннеров содержит минимум информации, необходимой для того, чтобы заинтересовать серфера, увидевшего баннер на партнерском сайте. Однако следует иметь ввиду, что в дальнейшем, в процессе развития и планового дальнейшего продвижения самого сайта, его сервисов и продукции владельцам сайта понадобятся другие баннеры, с другим содержанием и оформлением.
1. Привлечение внимания к сайту. Знакомство.

Полученные четыре словарные темы + название сайта (оно же - название фирмы) - более чем достаточная информация, которую можно использовать в рекламном блоке, в графическом оформлении - цветовая гамма сайта, возможно - иллюстрации товаров или образов, которые ассоциируются с сервисом компании. Умеренная броскость, нет "рискованных" слоганов и "обманных" визуальных решений.

Очень хороший результат, если пользователи, которые потенциально заинтересованы в вшем проекте, но не запомили по каким-то причинам ссылку на него, "узнают" его по визуальному образу рекламного блока и кликнут на баннер, чтобы зайти к вам еще раз.
2. Привлечение внимания к конкретному сервису.

Прошел первый этап поиска партнеров, находится ряд сайтов, тема которых соответствует одному только из представленных на сайте владельца сервисов. Имеет смысл разработать новые баннеры - тематические, каждый из которых представляет уже конкретную продукцию или информацию. Медицинский портал, врачи, технологии, лекарства? А тут наш баннер - вроде бы и не конкурент (продукция специфическая), но и по теме, самый подходящий пратнер! А у нас баннер, и уже информация на нем - "натуральная фармацевтика", "природная медицина". Женский клуб (а какая женщина не интересуется косметикой)? - а у нас для вас реклама натуральной косметики, которая сделает вас здоровыми и красивыми! Информационный сайт со статьями про то, как вести здоровый образ жизни? Тоже наши партнеры, еще один баннер вам, а нам - целевую аудиторию.
3. Привлечение внимания к конкретному событию.

Вообще-то реклама отдельной акции выгодна как правило только уже раскрученному ресурсу или известной марке. Ознакомится с объявленными на баннере какими-нибудь "летними тарифами" будет любопытно той аудитории, которая знает о сервисе, знает о предыдущих тарифных сетках и только и ждет какой-нибудь акции, чтобы стать пользователем этой услуги. Малоизвестная, только поднимающая голову компания должна значительно более аккуратно подходить как к вопросу оформления рекламного блока, так и к выбору площадки, где реклама будет размещена. Кроме того, подобная реклама имеет конечное "время жизни", ее не следует предлагать на тех площадках, которые по каким-то причинам более инертны в вопросах динамики и не заинтересованы в том, чтобы оперативно "убирать" временную рекламу или заменять ее более стабильной "традиционной", описанной в пунктах 1 или 2.

Однако если цель рекламной политики - активное внедрение на рынок, задача - обратить на себя внимание целевой аудитории, стать заметным среди сильных конкурентов, вполне оправдано будет включение в баннер оригинального и заманчивого слогана, объявляющего о вашей акции или выгодном сервисе (здесь речь не идет о содержании баннеров-обманок, реклама будет "честной", если объявленные в баннере акция или сервис действительно будут предоставлены серферам, которые кликнут на баннере и попадут на ваш сайт).

Еще пару слов о том, как оформлять баннеры. Стремление всех профессиональных дизайнеров - сделать красиво и стильно вполне понятно, однако следует помнить о том, что черезчур правильный с точки зрения дизайнера рекламный блок может быть принят посетителями сайта за элемент интерфейса. И анимационные .gif файлы, и флеш-ролики так часто используются в оформлении сайтов, что посетитель может легко проигнорировать вашу рекламу. Некоторых дизайнеров действительно следует "держать в узде", тормозить их попытки "сделать красиво", помнить о том, что баннер - это НЕ ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРФЕЙСА, баннер - это РЕКЛАМА, он должен привлекать внимание, он должен быть "кликабельным", иначе становится бессмысленным его размещение где бы то ни было. Ваш баннер не должен украшать партнерский сайт! И это не смешно. В сети действительно можно наблюдать сайты с таким чудовищным дизайном, что некоторые, разработанные профессиональными дизайнерами баннеры являются единственным украшением страниц сайта.

Я не говорю о том, что это означает, что баннер должен быть уродливым. Просто есть очень большая разница между качественной графикой (в том числе и анимационной) и рекламным блоком, эту разницу хорошо знают профессиональные рекламщики и баннермейкеры. Должно быть некоторое равновесие между излишне ярким мигающим баннером, вызывающем у посетителя исключительно негативные эмоции как по отношению к баннеру, так и по отношению к сайту, предоставляющему рекламную площадку (типа "уберите со страницы эту срань!") и милой картинкой, которая не мешает посетителю страницу просматривать, при этом не обращает на себя никакого внимания посетителя, а тем более желания на ней кликнуть.

А обратить на себя внимание баннер может не только яркой графикой и навязчивой анимацией. Слоганы, текст - вот главный рычаг управления вниманием посетителя сайта! Смешные, рискованные, иногда - граничащие с пошлостью (но не пошлые), разные слоганы, оригинальные и запоминающиеся, способны повысить кликабельность баннера намного больше, чем самые хитрые обманные приемы, типа тех, которые имитируют элементы интерфейса с "кликабельными" кнопками. К примеру, на сайте compulenta.ru довольно долго висел горизонтальный баннер одной известной хостинговой компании со вполне лаконичным графическим оформлением, исполненным в бизнес-тонах, и слоганом... "Охостеть!" - рискованно, хотя внимание, безусловно, привлекает, у меня нет точной статистики, однако полагаю, что и отклик у баннера был не маленький.

Не забывайте и про целевую аудиторию и ее предпочтениях, как при выборе цветовой гаммы, так и при оформлении графических элементов баннеров: известно, что женщины чаще "покупаются" на такие образы, как цветочки, пупсики и кошечки, мужскую же аудиторию легко привлечь, используя в элементах оформления образы мужских игрушек (машинки, снаряжение и оружие, и, конечно же - блондинки с манящими глазами, это - вообще беспроигрышно).

И самое последнее. Не допускайте в тексте баннера грамматических ошибок. Это ужасно. Если вы владелец сайта - не поленитесь проверить работу вашего дизайнера, они - люди творческие, им не до корректуры (если слово "дилер" ему для уравновешивания композиции захочется написать с двумя "л", скорее всего он так и сделает :), причем не со зла, а от сочетания традиционной для творческих лиц рассеянности со стремлением к прекрасному и гармоничному). Если же вы и есть - разработчик, баннермейкер, запаситесь орфографическими словарями, не забывайте ссылки и на онлайновые инструменты проверки ошибок (ОРФО ONLINE, к примеру).

Автор: Татьяна Вукс
Источник: NunDesign: материалы для веб разработчиков