9.Поддержка сайта.
1. Наполнение сайта
Постоянное наполнение сайта информацией - важно как для поисковых систем, так и для посетителей. Так же позволяет периодически (правильно - примерно раз в месяц) немного менять семантическое ядро (ключевые слова, словоформы и словосочетания в тексте).
Рассмотрим простейший пример. Вы продвигаете коммерческий ресурс, на котором размещен электронный магазин и каталог товаров. Для вас (как для промо-подрядчика или владельца сайта) главное - не просто раскрутка в поисковых системах или увеличение количества посещений, главное - рост продаж, т.е. увеличение количества реальных покупателей. Соответственно статистика посещений страниц с профайлами товаров (и кнопкой "купить" или "положить в корзину") вас интересует сильнее всего. Однако - товаров в вашем каталоге много (сотни и тысячи позиций), а используемая система управления контентом (CMS) динамически генерит из базы данных документ с нужными данными по товару, при этом и URL в адресной строке на эту страницу получается "кривой" - с параметрами, спецсимволами. Многие поисковые системы очень не любят индексировать содержимое подобных каталогов (эти самые динамические страницы), как из-за большого количества, так и из-за неровных ссылок.
При этом получается, что попасть на конкретную информацию о конкретном товаре пользователь может исключительно только с главной страницы сайта - воспользовавшись рубрикатором по каталогу (а если дерево подрубрик очень большое? сколько кликов до конкретного товара должен сделать посетитель? хватит ли у него терпения?), или же поиском по сайту. Какова вероятность роста статистики покупателей на сайте? Полагаю, что скорее всего любой серфер, который ищет в сети конкретный товар, в любом случае начнет свой поиск с поисковой системы, наберет название искомого товара в поисковой строке и - среди полученных результатов будет рассматривать один или несколько сайтов, занимающих первые позиции по заданным ключевым словам. Причем если его устроит качество и цена товара сайта, полученного по первой ссылке в результатах поиска - конечно же он не пойдет по остальным. Именно поэтому так важно попасть на первые позиции в поисковике по заданным ключевым словам, именно поэтому по этим ключевым словам должна быть ссылка на профайл товара на вашем сайте.
Каким же образом все же заставить поисковики проиндексировать ваш каталог товаров? Самый простой и часто используемый способ - создание на сайте информационного раздела с тематическими статьями. Предположим, что ваша задача - раскрутить он-лайновую аптеку; один из товаров в каталоге - "эхиноцея". В информационном разделе публикуется интересный материал о пользе и методах использования эхиноцеи. В тексте статьи должны присутствовать прямые ссылки на профайл "эхиноцея" в каталоге товаров, возможно + ссылка на "заказать эхинацею в нашем магазине". Т.е. использовать информационные разделы для создания внутренних прямых ссылок на коммерческую часть.
Вам может показаться, что работа с информацией так сложна, и - даже если вы владелец сайта, писать специфические тематические статьи по разным причинам не можете - не умеете, нет времени, нет желания... Однако если вы все же осознали необходимость и значительную выгоду от создания и ведения информационного раздела на сайте - вы всегда можете обратиться к сторонним публицистам, которые не только напишут на заказ необходимую статью, но и сформируют текст таким образом, чтобы статья была и интересна вашим читателям, и любима поисковыми системами. Такие уникальные специалисты, конечно же, есть, и называются они - SEO копирайтеры. К примеру, услуги по написанию текстов для веб предоставляет уже известная в рунете служба SEOText, московская компания Лаборатория Контента, известный копирайтер Дмитрий Кот, - да вы сами можете найти большое количество организаций, если наберете в поиске текст "seo копирайтер услуги".
2. Рассылка
Ведение собственной рассылки - традиционный способ привлечения постоянных посетителей, удержание целевой аудитории проекта.
Статистика говорит о том, что большинство потенциальных покупателей не совершают покупку сразу, как только зашли на сайт и увидели полезный товар - как правило покупка совершается после 3-5 посещения сайта. Однако если сайт предлагает не особо уникальную продукцию - есть проблема соперничества с сайтами-конкурентами - сегодня посетитель заинтересовался товаром на вашем сайте, а завтра может купить его же на другом. Вывод: следует различными методами и сервисами удерживать такого "случайного" посетителя, превращать его в "постоянного" посетителя, а затем - в "покупателя". Именно новостийные рассылки позволяют такому посетителю не забыть о сайте.
Рассылка может быть организована как в рамках движка проекта (свой сервис рассылок), так и с помощью внешних сервисов, благо как в рунете, так и международных сервисов (и платных, и бесплатных) на сегодняшний день можно найти великое множество. Суть такой рассылки в том, что это вид легального e-mail-маркетинга: ваши пользователи получают электронные письма, на которые они сами, осознанно подписались (и даже более того, большинство бесплатных сервисов не включают нового подписчика в свою базу сразу - сначала ему отправляется уведомление с текстом "вы - или кто-то - подписались на рассылку такую-то... Если вы действительно хотите получать по почте эту рассылку - кликните на "эту" ссылку, если это ошибка - просто проигнорируйте данное уведомление").
В рассылке может публиковаться информация об обновлениях на сайте, новости сайта и новости по теме проекта; статьи (если они есть в информационном разделе, о котором написано выше), вопросы посетителей сайта (и ответы на них), обновления/пополнения в каталоге товаров магазина, изменения ценовой политики, объявления для оптовых покупателей, акции и скидки.
Некоторые сложности с организацией выпусков такой рассылки могут возникнуть, если сайт - на нескольких языках. Прежде всего без штатного переводчика сформировать выпуски практически невозможно, да и с выбором сервиса для рассылок будут определенные сложности - ваша аудитория должна получить возможность выбора, на каком языке рассылку получать (насколько известно мне, ни один из рунетовских некоммерческих сервисов на сегодняшний день не предоставляет такой услуги).
Пользуясь случаем, хочу уведомить вас, мои читатели, что на одном из старейших сервисов рассылок - субскрайб ру - на котором вышел первый выпуск нашей рассылки "Библиотека Сайтостроительства - новости, статьи, обзоры" - наша рассылка получила достойный статус "Золотая". Так что подписчики этого сервиса смогут получать выпуски, не отягощенные избыточной рекламой сервиса, что, безусловно, радует и меня - как автора рассылки, и получателей наших писем по почте.
Все большей популярностью пользуется уже не новый, но еще не в полной мере раскрученный формат - RSS-лента новостей - этот вид уведомлений не меньшей степени способствует тому, чтобы "случайные" посетители, которые попали на сайт и заинтересовались информацией и продукцией не забыли о сайте и периодически возвращались. На сегодняшний день корпоративные RSS-ленты предоставляют практически все известные сетевые службы и сервисы.
3. Активная обратная связь
Рекомендуется в профайле товара разместить не только побольше информации о нем, но и отзывы клиентов, купивших его; в ключевые слова можно добавить и "отзывы на товар", что может оказаться чрезвычайно полезным как с точки зрения получения более высокого рейтинга по этим словам, так и получения входящих ссылок с сайтов, ранее не желавших размещать на вас ссылки.
Вообще сервис обратной связи должен быть развит как можно сильнее. Тематический форум, к примеру, привлечет не только любителей "посплетничать" и засветиться на вашем сайте - возможны ситуации, когда ваш потенциальный покупатель захочет сначала получить консультацию по нужному ему товару или проблемам, с этой продукцией связанным. Для многих сетевых жителей общение через веб-форумы по разным причинам представляется более легким и разумным, чем по почте или по войсом (по телефону). Довольно рациональное решение - привлекать на тематические форумы экспертов по вашей теме (даже на коммерческой основе) - спрос на консультации в таком форуме возрастет неимоверно, а количество посетителей, которые после получения правильной консультации примут решение купить товар в вашем магазине так же будет расти соответственно общей статистике посещений.
4. Сайты-партнеры
Постоянное общение с редакторами родственных проектов. Обмен ссылками, обмен объявлениями и новостями, обмен информацией. Следует основной упор сделать на те партнерские сайты, которые не являются прямыми конкурентами вашего проекта. Пример: вы раскручиваете аптеку, в которой продаются "товары народной медицины", а ваш потенциальный партнер - сайт - предоставляет информацию о гомеопатии и ароматерапии, консультации и статьи - но не продает травы или полезную косметику/пищу. Этот сайт является "родственным" и не является конкурентом для вашего проекта. Вы, со своей стороны, можете предложить такому проекту как сервис взаимного информационного обмена (позволить на их сайте публиковать ваши статьи иди использовать выдержки из цитат и советов ваших экспертов), или - что проще и рациональнее - просто оплачивать рекламу вашего коммерческого проекта на таком "родственном" ресурсе. Здесь есть опасность "избаловать" вашего партнера поощрениями, вы должны следить за тем, что партнерский сайт реально развивается, статистика его посещений растет и ваша оплаченная реклама окупается. Другой пример. Вы можете попробовать начать переписку с автором информационной рассылки (к примеру, ваш проект продает лекарства и косметику, а ваш потенциальный партнер ведет инфо-рассылку о здоровом образе жизни и гомеопатической продукции) - возможно, автор такой рассылки согласится разместить информацию в своей рассылке о вашем проекте на коммерческой основе или за "взаимную" рекламу.
5. Cтатистика сайта
Необходимо постоянно анализировать статистику по проекту; основные данные, которые необходими для анализа продвижения:
* Статистика посетителя (в день, в неделю, в месяц) по:
o Общее количество посетителей
o Количество уникальных посетителей
o География посетителя (из какой страны мира)
o Статистика по посещенным страницам (для того, чтобы определить - какие страницы/разделы/товары пользовались большей популярностью)
o Статистика по ссылкающимся страницам
o Статистика по User Agents
o Статистика по поисковым запросам Search Strings
* Статистика сайта:
o Индексация главной и остальных страниц сайта
o Позиция сайта в поисковых системах по заданным ключевым словам (отслеживать Google, Yahoo, MSN, Overture)
o Вес сайта и отдельных страниц в поисковых системах (определяется по Google Page Rank или Yandex "Тиц")
o Внешние ссылки на сайт и отдельные его страницы
* Внутренняя статистика по сайту:
o Количество зарегестрированных пользователей
o Количество полученных заявок на покупку
o Количество оплаченных покупок
o Процент заявок на сервис доставки от общего количества заявок
o Значимость покупок (для определения потенциальных оптовых покупателей)
Для статистики продвижения сайта в поисковиках есть целый ряд инструментов, стоимость комплекса утилит на рунетовском рынке примерно одинаковая - $100. Для владельца сайта, которых собирается грамотно заниматься раскруткой своего проекта, имеет смысл смотреть в сторону именно коммерческих версий продуктов. Наиболее известные разработки в рунете на сегодняшний день предоставляют три известные компании - SeMaster.ru, SeMonitor и NetPromoter. Каждый из трех развивается, активно реагирует на изменение политики и суть движка большинства популярных поисковых роботов, оперативно отвечает на вопросы пользователей и помогает решать возникающие проблемы, и - что наиболее приятно, чутко прислушивается к советам и рекомендациям своих клиентов по развитию и совершенствованию сервисов для обработки статистики и промо-акций.
Анализ статистики посещаемости сайта делается на основе анализа лог файлов (настройка сервисных инструментов - к вашему администратору). Те же представленные в предыдущем абзаце утилиты для seo-специалистов имеют в своих пакетах отличные анализаторы статистики. Есть бесплатные скрипты обработки лог-файлов (они обрабатывают лог-файл на вашем сервере), есть условно-бесплатные (мы писали о ряде таких сервисов в разделе "Раскрутка Сайта" в Библиотеке) - некоторые из них предоставляют на коммерческой основе качественную и довольно полную статистику, и бесплатно - ограниченную, с анализом и выводом статистики только по некоторому числу наиболее востребованных данных (посмотрите на сервисы от HotLog, ALWA, SpyLOG, Rambler TOP 100).
На самом деле методов поддержки и планового продвижения сайта существует великое множество, описать в небольшом документе все не представляется возможным, в любом случае есть и частные ситуации - которые являются прекрасным и логичным решением для одного проекта и совсем не подходят для других. В ближайшем выпуске мы, разумеется, напишем о баннерной и контекстной рекламе, сегодня же я хочу вам дать ссылку на интересную тему в форуме на сайте SeoChase - обсуждение статьи "Про оптимизацию, контекстную рекламу и эволюцию" - речь как раз идет о том - рационально ли использовать для раскрутки сайтов контекстную рекламу или же стоит ограничиться традиционными решениями для оптимизации и продвижения сайта? Советы в теме дают эксперты, известные и опытные промоутеры, почитать - уверена - будет интересно всем.
Автор: Татьяна Вукс
Источник: NunDesign: материалы для веб разработчиков